• USD Бирж 1.07 +10.29
  • EUR Бирж 12.68 +85.95
  • CNY Бирж 28.53 --15.87
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 92.01 92.13
  • EUR ЦБ 98.72 98.71
Эксперт меняется
Cобытия

Дороге придали ускорение

Промышленность
Дороге придали ускорение
Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС
Президент РФ Владимир Путин 14 марта объявил о начале реализации масштабного проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. По плану магистраль, конкурирующая с авиатранспортом, заработает к 2028 г. Попытки реализовать проект ВСМ предпринимались с начала 90-х годов, но, похоже, только сейчас РЖД и машиностроители оказались к этому готовы.

Откуда рельсы растут

Еще в 1992 г. было создано РАО ВСМ («Высокоскоростная магистраль» для строительства скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Институтом «Ленгипротранс» был подготовлен проект трассы: она должна была пройти на расстоянии 30–50 км от главного хода Октябрьской дороги, практически параллельно ему, с ответвлением к Великому Новгороду. Но из-за финансовых трудностей проект заморозили, и в 1998 г. РАО ВСМ признали банкротом.

Надо признать, что МПС на тот момент не обладало практически никакими компетенциями в области скоростного движения. Вплоть до 1991 г. на Рижском вагоностроительном заводе совершенствовали модель ЭР-200. Одна из его версий эксплуатировалась на Октябрьской дороге вплоть до 2009 г. Максимальная скорость этого поезда составляла 200 км/ч. По словам сотрудников Музея железных дорог (СПб), где сейчас выставлен ЭР-200, его приходилось ремонтировать буквально после каждого рейса, узлы просто не выдерживали скоростной нагрузки. Затем была попытка создать скоростной поезд ЭС 250 «Сокол», генеральным разработчиком которого стало ЦКБ морской техники «Рубин», специализирующееся на подводных лодках. Впрочем, дальше опытного образца, который сейчас тоже выставлен в музее, дело не продвинулось.

Созданное на базе МПС ОАО РЖД, отказалось на время от выделенной ВСМ, закупив у Siemens модернизированный под российскую колею 1520 поезд Velaro, переименованный в России в ЭВС 1 «Сапсан». Эти поезда с 2009 г. по сей день эксплуатируются на маршруте Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород. Впрочем, наиболее эффективны они только на участке Москва — СПб, поскольку это единственный практически прямой путь столь большой протяженности на всю сеть железных дорог страны. Дорога в Нижний Новгород изобилует кривыми и поезд просто не может идти с максимальной скоростью.

Тем не менее, идея строительства ВСМ не была забыта окончательно. Как минимум с 2017 г. в РЖД изучалась возможность строительства скоростной магистрали в Сочи, Минск и в Екатеринбург через Казань. Причем маршрут Москва-Казань рассматривался как первый в очереди и по нему уже велись проектные работы, выбиралась технология укладки пути и обсуждался поставщик подвижного состава.

Первый скоростной «Сапсан» следует по маршруту Москва-Санкт-Петербург
Первый скоростной «Сапсан» следует по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Фото: Игорь Генералов/ТАСС

Дорога на Санкт-Петербург

Планы резко изменились в 2019 г., когда было принято решение в первую очередь строить ВСМ по «маршруту из девяностых» — между Москвой и Санкт-Петербургом. Часть дороги строится за счет инвестпрограммы РЖД, часть — по концессионным соглашениям.

К концу 2020 г. в РЖД были сформированы три проекта маршрута ВСМ: «Западный», «Валдайский» и «Новгородский».

«Валдайский» маршрут был отклонен, поскольку проходил над подземным хранилищем газа «Невское». Технических условий строительства над газохранилищем на тот момент не существовало. Вариант «Западный» был самым коротким и быстрым, но требовал строительства большого транспортно-пересадочного узла Мельниково на месте пересечения линии ВСМ и железной дороги Чудово — Великий Новгород. ТПУ находился бы в 65 км от города, и пассажиров туда потребовалось бы доставлять электричками, что, безусловно, неудобно. При таком варианте ожидался самый низкий пассажиропоток на ВСМ — всего 22,2 млн человек к 2030 г.

В итоге научно-технический совет РЖД (в компетенцию которого входит принятие подобных решений) остановился на «Новгородском» варианте, который позволяет загрузить ВСМ пассажирами из Великого Новгорода и кратно увеличить поток туристов в этот город. Место для ТПУ Великий Новгород выбрано при участии администрации Новгородской области в максимальном приближении к городу и аэропорту Кречевицы.

«Вариант „Новгородский“ имеет более высокую социальную значимость и существенно больший пассажиропоток, — говорил тогда газете „Гудок“ глава „Росжелдорпроекта“ Алексей Тихонов. — По данным Центра экономики инфраструктуры, интеграция Великого Новгорода в Санкт-Петербургскую агломерацию позволит уже в 2030 году достичь значительных социально-экономических эффектов по сравнению с „Западным“, и пассажиропоток к 2030 году составит 23,1 млн человек в год».

Для сравнения, на тот момент пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом составлял около 8 млн человек в год, включая пассажиров авиатранспорта.

Согласно актуальным планам РЖД, объявленным в июле 2023 г., высокоскоростные поезда РЖД из Москвы в Петербург будут делать 12 остановок, в том числе неподалеку от Великого Новгорода, куда не заходит существующая железная дорога, и в Твери. Протяженность высокоскоростной магистрали составит 679 км, время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом — 2 часа 15 минут, фактически лишь на 45 минут больше, чем авиаперелет. Сам поезд должен развивать скорость до 400 км/ч. Добавим, что в изначальном проекте на ВСМ планировалось расположить 13 станций для посадки и высадки пассажиров и 4 технических.

«В настоящее время выполнено эскизное проектирование, приняты решения по конструкции и дизайну поезда. Он будет состоять из восьми вагонов (включая вагон-бистро) с возможностью формирования сдвоенных составов» , — рассказали «Эксперту» в пресс-службе РЖД. Для проведения испытаний и сертификации нового подвижного состава планируется использовать участок будущей ВСМ от Зеленограда до Твери (Крюково — Алабушево) протяжённостью 128,5 км.

«Известны общие технические характеристики поезда для ВСМ: диапазон рабочих температур — от −40 ºС до +40ºС, максимальная эксплуатационная скорость на переменном токе 25 кВ — 360 км/ч; количество мест для пассажиров — не менее 400, основная составность — 8 вагонов, длина поезда в основной составности — не более 208 м, также должна быть предусмотрена возможность эксплуатации в сдвоенном режиме (16 вагонов). Технические характеристики будут уточняться в процессе проектирования», — рассказал «Эксперту» генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.

Ожидается, что эти поезда будет строить уральская «Синара», которая сейчас выпускает «Ласточки».

По утвержденному в 2023 г. проекту планировки вокзала, в Москве точкой входа ВСМ станет вокзал рядом со станциями «Рижская» Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий. На него можно будет пересесть со всех пяти линий МЦД. В Санкт-Петербурге поезда ВСМ будут останавливаться на новом вокзале на четной стороне Лиговского проспекта, севернее сада Сан-Галли.

Дизайн высокоскоростных поездов для ВСМ Москва – Петербург
Дизайн высокоскоростных поездов для ВСМ Москва – Петербург. Фото: пресс-служба РЖД

Лучше поездом

В РЖД считают, что к 2030 г. пассажиропоток ВСМ составит около 23 млн пассажиров в год. «ВСМ полностью обеспечит спрос на пассажирские перевозки между Москвой и Санкт-Петербургом. Средняя заполняемость поездов „Сапсан“ уже сегодня составляет порядка 97%, а в пиковые периоды, с учетом промежуточных остановок, превышает 100%», — рассказали в пресс-службе РЖД. Кроме того, при создании специализированной высокоскоростной линии, на главный ход Октябрьской железной дороги вернется в полном объеме грузовое и пригородное движение. Сейчас, поскольку грузовые поезда мешают «Сапсанам», их отправляют кружным путем, увеличивая протяженность маршрута на 565 км.

«Необходимый пассажиропоток будет обеспечен, если цены на билеты будут установлены на доступном для потребителя уровне. Здесь потребуются гибкая система ценообразования, которая позволит обеспечить максимальную заполняемость поездов. ВСМ нужна в первую очередь для деловых поездок. При сравнении поездки разными видами транспорта надо сравнивать не время в пути непосредственно на транспортном средстве, а время „от двери до двери“. Для маршрута Москва—СПб — это поездка из центра города в центр города. Для значимой категории туристов скорость тоже играет большую роль», — считает Юрий Саакян.

Отвечая на вопрос о судьбе «Сапсанов», в РЖД процитировали слова своего генерального директора Олега Белозерова: «после запуска высокоскоростного подвижного состава на ВСМ вопрос о будущем „Сапсанов“ будет обсуждаться. Возможно, их будут использовать на других направлениях. „Сапсаны“ также смогут курсировать по новой линии».

Отметим, что Владимир Путин, отвечая на вопрос о ВСМ в ходе большой пресс-конференции в 2021 г., был более категоричен: «Авиация на плече Москва — Петербург перестанет существовать, это очевидно, потому что из центра Москвы в центр Петербурга будет три часа, а сейчас в Москве только до аэропорта доехать иногда занимает полтора часа».

«Создание ВСМ может ускорить строительство и модернизацию инфраструктуры в городе и области, что улучшит условия проживания, скажется на качестве жизни людей. В регионе могут быть построены железные и автомобильные дороги, линии электропередач, газопроводы, системы водоснабжения и другие подобные объекты. Важно, чтобы вместе с финансированием из федеральных источников область и город также приняли финансовое участие в реализации различных проектов, связанных с ВСМ, тогда названные эффекты будут достигнуты», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

У строительства ВСМ есть свои плюсы и минусы, считает Владимир Коровкин, доцент Школы управления «Сколково». Очевидные плюсы: рост туризма, возможно, рост спроса на загородную недвижимость со стороны москвичей, которые решат обзавестись дачей на берегах Ильменского озера и Волхова. Из возможных негативных последствий: если путь до Москвы составит два часа, то это еще больше сконцентрирует рынок труда в столице, вымывая специалистов из периферии агломерации.

Материалы по теме:
Промышленность, 21 фев 11:30
Какие возможности кризис в Красном море открывает для Северного морского пути
В январе — октябре 2023 года товарооборот России и Индии вырос в два раза
Промышленность, 31 янв 15:46
Для перестройки экономики необходимо развитие МТК
Промышленность, 28 ноя 16:15
Индия увеличит импорт коксующегося угля из России на фоне сокращения поставок из Австралии и растущих цен
Свежие материалы
Ставка может быть больше
Финансы,
ЦБ далек от смягчения денежно-кредитной политики
Аграрному сектору нужна отраслевая революция
Промышленность,
На создание «национальных чемпионов» в российском АПК необходимо $22 млрд
Трудовые резервы
Мнения,
Где взять рабочие руки