• USD Бирж 1.07 +10.28
  • EUR Бирж 12.74 +86.69
  • CNY Бирж 28.69 --15.96
  • АЛРОСА ао 77.09 -0.23
  • СевСт-ао 1912.8 +-11.4
  • ГАЗПРОМ ао 164.38 -0.03
  • ГМКНорНик 155.1 -0.38
  • ЛУКОЙЛ 8109.5 +-32.5
  • НЛМК ао 236.62 +-1.78
  • Роснефть 582.35 -0.8
  • Сбербанк 308.43 -0.05
  • Сургнфгз 35.195 +-0.05
  • Татнфт 3ао 720 +-0.9
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
Эксперт меняется
Cобытия

Столица креативного человека

Промышленность
Столица креативного человека
Фото: Максим Григорьев/ТАСС
Креативная экономика, о значимости которой говорят на самом высоком уровне, в России развивается с серьезным географическим перекосом. Из предположительно 2,3 млн человек, занятых в креативных индустриях, 42% живут в крупнейших городах страны, подсчитал Институт стратегических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. В региональных центрах ядра креативной индустрии только зарождаются, и их развитие возможно только при непосредственной поддержке местных властей.

Специалисты НИУ ВШЭ впервые взялись за изучение распределения креативной индустрии по городам и регионам. В преамбуле к результатам исследования они отмечают, что использовали последние доступные им данные — по итогам 2022 г. Можно лишь предположить, что их оценка занятых в креативном секторе занижена. Во всяком случае, еще в октябре прошлого года сайт Минцифры сообщал: «В третьем квартале 2023 года число вакансий в сфере креативных индустрий увеличилось в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году».

Согласно выводам, креативный сектор растет быстрее, чем российская экономика в целом.

В указанный период только в Москве темп прироста численности занятых в креативных индустриях более чем вдвое превысил среднероссийский и составил 24,4% по сравнению с 2020 г. В целом же Москва и Санкт-Петербург аккумулируют почти столько же занятых в креативных индустриях (42%), сколько все остальные городские округа вместе взятые (43,8%). При этом в 2022 г. в Москве и северной столице проживали 12,4% россиян, а в других городских округах — 53,4%.

Мегаполисы и менее урбанизированные территории значительно различаются и по своим креативным профилям. В Москве заметна приоритетная ориентированность на цифровые и медиаиндустрии. Численность занятых в ИТ и видеоиграх в столице в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики в 3,1 раза выше, чем в среднем по России, в телерадиовещании — в 3, в рекламе и пиар-индустрии — в 2,9 раза.

Приоритетная специализация в индустрии ИТ и видеоигр прослеживается и в Санкт-Петербурге, однако отрыв от среднероссийского показателя не так велик и составляет 1,5 раза. Северная столица обходит Москву по концентрации занятых в двух культурных индустриях: исполнительских искусствах, а также музеях, библиотеках и архивах.

Городские округа-миллионники демонстрируют многообразие креативных специализаций. При этом в ряде индустрий — цифровых (ИТ и видеоигры), прикладных (мода, архитектура) и культурных (исполнительские искусства) — прослеживается более высокая, чем в среднем по России, численность занятых в расчете на одного работающего во всех отраслях экономики.

Для городских округов с населением менее 1 млн жителей характерен скорее прикладной профиль: по сравнению со среднероссийским уровнем там выделяются мода, архитектура и ювелирное дело, а для прочих населенных пунктов, не являющихся городскими округами, — культурно-сервисный. На таких территориях за счет функционирования сегмента массовой культуры (культурно-досуговые учреждения, центры и т. д.) численность занятых в музеях, библиотеках, архивах, исполнительских искусствах и художественном творчестве в расчете на одного работающего во всех отраслях выше среднего по России, а концентрация занятых в медиа- и прикладных индустриях заметно ниже.

В целом занятость растет в цифровых индустриях и падает в связанных с более традиционными формами творчества и досуга. Самое сильное падение, почти на треть, наблюдалось в художественном творчестве и фотографии.

Как отметила Виктория Боос, заведующая Лабораторией исследования креативных индустрий центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, сектор креативных индустрий в России развивается достаточно устойчивыми темпами и по своей доле в экономике соответствует средним показателям по миру.

Его неоднородность обусловлена самой природой креативных индустрий: сектор объединяет современные, растущие индустрии, активно использующие технологические достижения, такие как видеоигры, новые медиа, анимация. В то же время в него включены индустрии, называемые чаще культурными, опирающимися часто на наше наследие, куда входят деятельность музеев, библиотек, художественное творчество, рост которых ограничен объективными причинами, например размером туристического потока или численностью жителей города, где расположен музей.

В числе основных тенденций креативного развития сектора в России эксперт называет системную институционализацию: появление регионального стандарта развития креативных индустрий и продолжающуюся концентрацию занятости креативного сектора в крупнейших городах. Если говорить о регионах, то сегодня там появляются точки роста. Это, как правило, событийный и культурный туризм.

Безусловно, важный тренд — цифровизация, проявляющаяся в трансформации организаций других креативных индустрий в компании ИТ-сектора в связи с перестраиванием их бизнес-процессов. Например, переход от наружной рекламы к контекстной, замена печатной прессы интернет-изданиями.

«Это, — уверена Виктория Боос, — совершенно закономерный процесс, который связан с тем, что „цифра“ выступает в качестве инструмента повышения доступности культурных благ, спрос на которые растет. Но о смерти традиционных индустрий даже речи быть не может, поскольку они составляют так называемое культурное ядро креативного сектора и генерируют смыслы и идеи, проводником которых выступают цифровые технологии».

Материалы по теме:
Промышленность, 25 апр 11:30
Как российские ИТ-компании осваивают экспортные рынки
Промышленность, 23 апр 11:35
Как проходит цифровая трансформация горно-металлургической отрасли
Промышленность, 18 апр 09:00
Российская экономика перевыполнила пятилетку по цифровому созреванию
Промышленность, 15 апр 13:51
Доля предприятий, получивших выгоду от внедрения эко-технологий, за два года выросла в 1,5 раза
Свежие материалы
Городские СИМ-карты
Города,
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Социальное партнерство с искусственным интеллектом
Общество,
Как нейросети привлекают к решению общественных задач
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен