• USD Бирж 1.08 -10.33
  • EUR Бирж 12.7 -86.04
  • CNY Бирж 28.62 --15.92
  • АЛРОСА ао 78.5 -0.3
  • СевСт-ао 1910.4 -18.4
  • ГАЗПРОМ ао 159.2 -1.55
  • ГМКНорНик 155.2 -1.12
  • ЛУКОЙЛ 8076.5 -1.5
  • НЛМК ао 241.74 -2.74
  • Роснефть 582.2 +-2.45
  • Сбербанк 307.86 -0.76
  • Сургнфгз 34.815 -0.07
  • Татнфт 3ао 721.4 -2.1
  • USD ЦБ 91.69 92.05
  • EUR ЦБ 98.56 98.64
Эксперт меняется
Cобытия

Далеко идущая разработка

Промышленность
Далеко идущая разработка
Разработчики программного обеспечения (ПО) активно осваивают освободившийся российский рынок. Однако его емкость ограниченна и, когда закончится процесс импортозамещения, придется искать, кому еще можно продавать ИТ-продукты. Многие компании уже сейчас расширяют географию присутствия, чтобы диверсифицировать продажи. По прогнозам специалистов, в 2024 году существенно вырастет экспорт ИТ-услуг в страны ЕАЭС, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. «Эксперт» постарался разобраться, как ИТ-компаниям помогают институты развития и какие рынки сейчас в приоритете.

Новые возможности

Мировые расходы на ИТ достигнут $5 трлн в 2024 году, говорится в отчете Gartner, опубликованном в начале января. Это на 6,8% больше, чем в 2023-м, когда компании потратили на ИТ $4,68 трлн. Для сравнения: ВВП по паритету покупательной способности Германии оценивался в $5 трлн в 2023 году, а России — в $5,73 трлн (пятое место в мире и первое — в Европе), по данным МВФ.

Также Gartner ожидает, что ИТ-услуги впервые станут крупнейшей мировой статьей расходов в 2024 году: затраты вырастут на 8,7% и достигнут $1,5 трлн. Компании будут активно инвестировать в проекты оптимизации и повышения организационной эффективности, которые стали особенно важными в условиях экономической неопределенности.

По данным ассоциации «Руссофт», в России около 63% из действующих 4,8 тыс. компаний — разработчиков ПО имеют опыт внешнеэкономической деятельности. Однако после 2022 года многие из них столкнулись со сложностями на рынках США и Европы. В результате число таких организаций сократилось до 2,4 тыс.

При этом по итогам 2022 года выручка российских вендоров от зарубежных продаж ПО составила около 33% от совокупного оборота в рублевом эквиваленте. Данные по итогам 2023 года пока не опубликованы.

Несмотря на усиление внешнего давления, в том числе введение вторичных санкций в отношении партнеров российских компаний на зарубежных рынках, наблюдается активизация продаж российского софта и ИТ-услуг в дружественные страны, говорит директор по международному развитию бизнеса ГК Softline Александр Рожков.

После ухода большинства иностранных вендоров из России освободилось место на внутреннем рынке. Однако рано или поздно произойдет полное импортозамещение и нужно будет искать новые возможности для сбыта ИТ-продуктов и услуг. Дальновидные СЕО продолжают осваивать новые внешние рынки и поддерживают ранее занятые позиции. Помогают им в этом институты развития.

Институты развития

Один из таких институтов — Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ, входит в ВЭБ.РФ), оказывает информационную поддержку по популяризации перспективных ИТ-решений и организовывает участие грантополучателей РФРИТ в специализированных бизнес-миссиях и зарубежных выставках.

Кроме того, Минпромторг России совместно с РФРИТ реализует проект «Цифровой атташе». Его участники — атташе — выступают связующим звеном между российским бизнесом и его партнерами в других странах. Хорошо зная возможности российских ИT-продуктов, они продвигают отечественную продукцию.

По состоянию на март 2024 года более 50 компаний приняло участие в обучении атташе, среди которых «НТЦ Протей», SearchInform, «МойОфис», InfoWatch, «Яндекс», «Росатом», ПАО «Ростелеком», Positive Technologies. Сейчас уже работают 12 цифровых атташе: в Казахстане, Узбекистане, Малайзии, Таиланде, Индонезии, Индии, ОАЭ, Аргентине, во Вьетнаме, в ЮАР, на Кубе и в КНР.

Президент российского объединения разработчиков ПО «Руссофт» Валентин Макаров позитивно оценил усилия РФРИТ в поддержке экспорта ПО, но подчеркнул, что поддержка ограничена полем ответственности фонда. По его словам, сейчас не хватает кредитов (в том числе покупателям), страхования, гарантий и факторинга. Все эти меры господдержки не распространяются на экспорт ПО, который классифицируется как экспорт услуг. Поэтому Российский экспортный центр (РЭЦ, также входит в ВЭБ.РФ) не может в приоритетном порядке поддерживать участие ИТ-компаний в бизнес-миссиях и коллективных экспозициях на ИТ-выставках, добавил господин Макаров.

Предоставление финансовых инструментов особенно важно для дружественных стран, уровень технического развития которых вынуждает приобретать ИТ-решения только «под ключ», а экономическое состояние не позволяет сделать это, уверен Валентин Макаров.

«СёрчИнформ» активно пользуется предложениями РЭЦ по участию в коллективных стендах на зарубежных выставках, рассказал гендиректор компании Сергей Ожегов. Например, выставку Gitex Africa, с помощью которой удалось наладить много полезных контактов, поддерживает только Московский экспортный центр. Цифровые атташе помогают получать аналитику и привлекать заинтересованных участников локального рынка на мероприятия.

Директор по международному бизнесу Positive Technologies Евгения Попова также отметила эффективность цифровых атташе: в Индонезии, Таиланде, Индии, ЮАР удалось привлечь специалистов, которые адаптированы к реалиям работы с ИТ и быстрее налаживают связи с местным бизнес-сообществом. В прошлом году РФРИТ помог включить компанию — разработчика VR-решений для образования Modum Lab в рабочую группу по промышленности, инвестициям и инновациям межправительственной комиссии Россия — ОАЭ по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству. Благодаря этому компания участвовала в деловых встречах в Дубае в составе делегации из представителей ИТ-компаний: «Яндекса», «Лаборатории Касперского», «Ростелекома». По словам президента Modum Lab Дмитрия Кириллова, в ОАЭ есть клиенты, которые готовы покупать продукт за хорошие деньги.

Приоритетные рынки

По данным исследования «Руссофт», компании, не имевшие ранее проектов за рубежом, все чаще собираются расширять географию бизнеса за счет выхода на зарубежные рынки: в 2022 году таких было 26,3%, а в 2023-м — 41,2%. Наиболее заинтересованы ИТ-компании в экспорте в страны ближнего зарубежья (37,6%), Южной и Восточной Азии (12,9%), Ближнего Востока (7,1%), а также Южной и Центральной Америки (5,9%).

В приоритете для экспорта ПО большие страны, которые претендуют быть независимыми от США: Индия, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, страны Латинской Америки, рассказал господин Макаров.

Среди специализированного ПО самые высокие показатели экспорта в банковском секторе и финансах, медицине и здравоохранении, а также в энергетике и нефтегазовой отрасли, рассказывает директор по развитию бизнеса группы «Иннотех» Андрей Гулидин.

Positive Technologies фокусируется на развивающихся странах, которые обладают достаточными компетенциями на рынке информационной безопасности (ИБ) и имеют собственный рынок, с другой — открыты для работы с иностранными ИБ-вендорами, рассказала директор по международному бизнесу компании Евгения Попова.

У российских компаний в сфере кибербезопасности есть кредит доверия, потому что Россия наряду с США, Израилем и Китаем входит в число стран, имеющих собственную школу разработки

Генеральный директор компании «МойОфис» Павел Калякин рассказал, что они получили поддержку со стороны МИД России и посольств в африканских странах при реализации проектов в Африке. Дипломаты помогли с организацией встреч на высшем уровне, а также участвовали в переговорах. Это повышает статус компании в глазах иностранных клиентов.

Далеко идущая разработка

Передовой опыт

«Лаборатория Касперского» давно присутствует на мировых рынках. У компании 35 офисов во всех ключевых регионах мира. «Изначально мы развивались как B2C-вендор. Расти на таком рынке можно органически на глобальном уровне. Более 85% продаж в этом сегменте у нас за пределами России», — рассказал директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского» Андрей Ефремов.

По его словам, корпоративный бизнес — относительно новое направление для компании. Здесь другая структура продаж, в B2B доля России в продажах выше. Совокупно на международный рынок приходится больше половины выручки «Лаборатории Касперского». Именно в B2B и особенно в случае с государственными контрактами (B2G) поддержка экспорта может быть полезной.

С 2022 года в некоторых странах объективно стало сложнее работать. Однако «Лаборатория Касперского» продолжает присутствовать во всех регионах без исключения. Из экспортных рынков наилучшую динамику показывают Ближний Восток, Латинская Америка, некоторые азиатские страны, говорит господин Ефремов.

При этом страны ближнего зарубежья также перспективны. «У нас эффективно работает офис в Беларуси. Мы давно и успешно работаем на рынках стран Центральной Азии и Закавказья, где особенно востребованы наши решения в области сетевой безопасности, — говорит Андрей Ефремов. — Важнейшее конкурентное преимущество российских компаний на зарубежных рынках — готовность к максимально персонализированному сервису, способность и желание учитывать местные потребности».

Например, западные вендоры рынка информационной безопасности часто предлагают свои решения исключительно в облачном формате, что многих клиентов не устраивает, особенно в ближневосточных странах. «Лаборатория Касперского» предлагает заказчикам более гибкие условия, в том числе с использованием гибридных облаков или собственных дата-центров. Такой подход востребован на многих рынках, подчеркнул он.

Часто российским компаниям не хватает готовых качественных продуктов, продажи которых должны легко масштабироваться, полагает господин Ефремов. Многим российским игрокам просто не хватает международного опыта. Речь идет о понимании рынка конкретной страны, его объемов, конкурентного ландшафта, знаний местного законодательства, культурной специфики и, в конце концов, адекватной оценки собственного потенциала. Развитие международного бизнеса требует терпения, так как речь идет о длинных деньгах.

Материалы по теме:
Промышленность, 23 апр 11:30
Как черноморские терминалы влияют на российскую экономику
Промышленность, 23 апр 11:10
Россия продолжит оставаться значимым игроком на мировом рынке угля
Промышленность, 18 апр 09:00
Российская экономика перевыполнила пятилетку по цифровому созреванию
Промышленность, 17 апр 11:54
В Москве и Санкт-Петербурге проживают 42% занятых в творческих профессиях
Свежие материалы
Пасха превращается в семейную традицию
Общество,
В 2024 году христианский праздник намерены отмечать 85% россиян
Есть ли жизнь на обочине
Города,
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Рынок акций устоял под негативом
Финансы,
Снижение Индекса Мосбиржи на неделе немного ускорилось