• USD Бирж 1.08 -10.33
  • EUR Бирж 12.7 -86.04
  • CNY Бирж 28.62 --15.92
  • АЛРОСА ао 78.5 -0.3
  • СевСт-ао 1910.4 -18.4
  • ГАЗПРОМ ао 159.2 -1.55
  • ГМКНорНик 155.2 -1.12
  • ЛУКОЙЛ 8076.5 -1.5
  • НЛМК ао 241.74 -2.74
  • Роснефть 582.2 +-2.45
  • Сбербанк 307.86 -0.76
  • Сургнфгз 34.815 -0.07
  • Татнфт 3ао 721.4 -2.1
  • USD ЦБ 91.69 92.05
  • EUR ЦБ 98.56 98.64
20 лет истории
Cобытия

Когда начальник не прав

Общество
Когда начальник не прав
Фото: Freepik
В традиционной парадигме трудовых отношений должна быть выстроена четкая вертикаль подчинения, в которой сотрудник действует в соответствии с распоряжениями начальства, даже если они по какой-то причине ему не нравятся. Однако так бывает далеко не всегда, говорится в исследовании СберУниверситета и издательства «Альпина Паблишер» «Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения?». Некорректные задания зачастую приводят к осознанному неподчинению сотрудников, причем такие ситуации далеко не всегда вредят бизнесу и самому работнику.

Согласно исследованию, ситуации, при которых сотрудники не могут или не хотят выполнять прямые распоряжения начальства, нередки. Так, 72% респондентов отметили, что часто получают поручения, которые невозможно выполнить качественно из-за нехватки времени или ресурсов. 62% сталкиваются с непонятными задачами. Каждый второй получал поручения, которые должны быть адресованы другим сотрудникам, а 10% встречаются даже с незаконными, по их мнению, заданиями руководителя.

При этом более половины работники не готовы беспрекословно выполнять некорректные задания начальства: 53% респондентов не подчинятся, если сочтут поставленную задачу ошибочной, незаконные поручения не будут выполнять 48% опрошенных, невыполнимые сроки вызовут отказ у 47% сотрудников, а 36% не подчинятся, если посчитают, что поручение должен выполнять коллега.

Отметим, что исследование проводилось среди гражданских структур и компаний. Представить себе такой хаос в военизированных организациях или на предприятиях критической инфраструктуры (скажем, РЖД или «Россети») просто невозможно.

При этом чем выше должность работника, тем легче он воспринимает подобные распоряжения начальства. Негативные эмоции не испытывают 4% специалистов, 14% линейных менеджеров, 36% топ-менеджмента и 50% представителей среднего менеджмента.

Авторы исследования делают вывод, что сознательность (читай — самоуверенность) персонала растет с возрастом. Например, респонденты до 35 лет только в 35% случаев отказываются выполнять незаконное поручение, в то время как 35+ не готовы этого делать уже в 49% случаев.

Хотя большая часть участников опроса проявляет осознанное неподчинение, в дальнейшем они все же предпочитают находить компромиссное решение проблемы.

При этом осознанное неподчинение зачастую приносит несомненную пользу компании, констатируют авторы исследования. Большая часть участников опроса обратила внимание на личную пользу (53%), полезность для своей команды отметили 46% респондентов, а плюсы для самой компании выделили 39% сотрудников. И только 19% не заметили никаких позитивных последствий у неподчинения.

В таких ситуациях крайне важно понимать причины происходящего и верно их оценивать. Так, по словам Алексея Ильина, генерального директора издательской группы «Альпина» и издательства «Альпина Паблишер», любой руководитель, который сталкивается с неподчинением на работе, испытывает широкий спектр эмоций: от ярости до растерянности. «Стремление к контролю — естественное свойство руководителя, а любое неподчинение воспринимается как угроза авторитету. Но если всегда дожимать свои решения, это со временем убьет мотивацию и радость от работы, а руководитель не будет иметь „предохранителей“ от управленческих ошибок», — полагает он.

И в этой ситуации важность открытого диалога в компании несомненна. Как отмечает проректор СберУниверситета по исследованиям и инновациям Алексей Суханов, «критическая обратная связь от сотрудника не попытка нарушить субординацию, а сигнал, что задача требует разъяснений. Если подчиненный считает поручение ошибочным, руководитель должен инвестировать собственное время, чтобы удостовериться в его корректности. В противном случае ситуация грозит не только подрывом авторитета руководителя, но и бесполезной тратой ресурсов сотрудников».

Материалы по теме:
Общество, 14 апр 13:45
Откуда у большевиков появились китайские отряды
Общество, 11 апр 11:03
Только 3% работников признаются, что отдача от их труда невысока
Общество, 2 апр 18:00
На первом месте находятся жалобы на уровень заработной платы
Общество, 29 мар 17:50
Как в российских компаниях внедряется корпоративное волонтерство
Свежие материалы
Пасха превращается в семейную традицию
Общество,
В 2024 году христианский праздник намерены отмечать 85% россиян
Есть ли жизнь на обочине
Города,
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Рынок акций устоял под негативом
Финансы,
Снижение Индекса Мосбиржи на неделе немного ускорилось