• USD Бирж 1.07 -10.48
  • EUR Бирж 12.65 -86.08
  • CNY Бирж 28.64 --15.93
  • АЛРОСА ао 78.5 -0.3
  • СевСт-ао 1910.4 -18.4
  • ГАЗПРОМ ао 159.2 -1.55
  • ГМКНорНик 155.2 -1.12
  • ЛУКОЙЛ 8076.5 -1.5
  • НЛМК ао 241.74 -2.74
  • Роснефть 582.2 +-2.45
  • Сбербанк 307.86 -0.76
  • Сургнфгз 34.815 -0.07
  • Татнфт 3ао 721.4 -2.1
  • USD ЦБ 91.69 92.05
  • EUR ЦБ 98.56 98.64
Эксперт меняется
Cобытия

Порты курортного края

Промышленность
Порты курортного края
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС
У Краснодарского края идеальная локация. За счет прямого выхода к Черному морю регион называют южными морскими воротами России. Здесь находятся крупнейшие российские морские порты. «Эксперт» изучил, что происходит с морской инфраструктурой Кубани в фокусе развития экспортного потенциала страны и переориентации грузовых потоков в страны Глобального Юга.

Все дороги ведут в порт

Как показывает практически вся российская история, контроль за южными морскими портами, как за незамерзающим логистическим путем, всегда играл важную политическую и экономическую роль. Это главное входящее торговое окно и стратегический форпост. Логично, что именно тут сосредоточена основная портовая инфраструктура. Для сравнения: грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна (здесь и далее данные Ассоциации морских торговых портов за 2023 год) составил 291,4 млн тонн, балтийских портов — 248,6 млн тонн, дальневосточных — 238,1 млн тонн. Общая проектная мощность портов страны составляет сейчас 1,286 млрд тонн, а к 2030 году мощности портов Азово-Черноморского бассейна планируется нарастить до 400 млн тонн. Этот потенциал способен придать отечественному экспорту второе дыхание, особенно в эпоху масштабной переориентации грузовых потоков в страны Глобального Юга, поэтому руководство страны регулярно подчеркивает необходимость инфраструктурного развития не только портовых мощностей, но и железнодорожной инфраструктуры в направлении Юга России.

По данным Министерства транспорта, на южные ворота приходится около 30% всех внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через морские порты по всей территории России

Современные балкеры и танкеры способны перевозить вес в 200–300 тыс. тонн на 12–15 км, расходуя лишь 1 тонну мазута, самого дешевого топлива, что делает морские перевозки беспрецедентно выгодными.

В Черноморской экономической зоне (ЧЭЗ) находятся самые крупные морские транспортные узлы: Новороссийский, Туапсинский, Тамань, Ейский, Кавказ, Темрюк, Сочинский. Всего в географию Азово-Черноморского бассейна входят 12 российских портов. Недавний запрет на заход российских судов в европейские порты усилил позицию краснодарского хаба как «экспортного окна».

В Новороссийске находится самый крупный российский порт, у выносных причалов в этом порту можно загружать суда класса Suezmax грузоподъемностью до 160 тыс. тонн. Суда дедвейтом до 220 тыс. тонн может принимать порт Тамань. В порты Кавказ, Темрюк, Ейск заходят корабли грузоподъемностью до 8 тыс. тонн. Порты Сочи, Анапы и Геленджика специализируются на обслуживании пассажирских перевозок.

Согласно стратегии социально-экономического развития Кубани до 2030 года, перед ЧЭЗ за счет концентрации здесь портовых мощностей стоит задача стать торгово-транспортным хабом всей страны

Южный климат ЧЭЗ дает дополнительные преимущества для перевалки всех товарных номенклатур — это наливные, навалочные, генеральные и лесные грузы — за счет круглогодичной навигации. Отсюда удобный морской путь до большинства быстроразвивающихся и перспективных рынков, включая Ближний Восток, Африку, Южную Америку и Индию. Министр экономического развития России Максим Решетников на совещании по развитию Юга и Приазовья 6 марта отмечал, что объем перевалки грузов через Азово-Черноморский регион к 2030 году может увеличиться до 363 млн тонн, прежде всего за счет портов в Новороссийске и Тамани.

Таким образом, в текущей и перспективной геополитической ситуации развитие южных портов и железнодорожной инфраструктуры по направлению к ним играет важную роль в экспортной, промышленной и экономической безопасности России.

Порты курортного края
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Черты южных портов

У каждого из крупных портов краснодарского хаба есть свои особенности.

Новороссийск — это столица морского юга и крупнейший порт в России. Через Новороссийскую портовую базу проходит более 55% всего грузооборота Азово-Черноморского бассейна.

Причальная линия порта длиной около 8,5 км может принимать и отправлять любые грузы круглый год, поэтому имеет статус универсального перегрузочного комплекса. В его инфраструктуру входят терминалы минеральных удобрений, растительных масел, зерновой и контейнерный.

Также Новороссийский порт имеет доступ к железной дороге, соединяющей его с крупными промышленными центрами в России, Закавказье и Средней Азии. Такая включенность в транспортные потоки делает порт особенно привлекательным для перевозок на зарубежные рынки. Еще в Новороссийске, например, есть несколько цементных заводов и судоремонтных предприятий.

Туапсе считается старейшим морским портом Юга России: он был основан в 1898 году. Специализируется на перевалке нефтепродуктов, зерновых и накатных (ро-ро) грузов, глубина морского дна у причалов — до 14 м, что позволяет обрабатывать суда дедвейтом до 60 тыс. тонн.

В Темрюкском районе расположены сразу три морских порта: Темрюк, Кавказ и Тамань.

Таманский порт, несмотря на свою молодость (он был открыт в 2009 году), уже успел поставить рекорды общероссийского масштаба. Например, по проектной мощности навалочный терминал ОТЭКО опережает любые другие аналогичные порты в России — более 70 млн тонн грузов в год. По обработке подвижного состава навалочный терминал тоже лидер: в 2023 году за сутки разгрузил 2134 полувагона. Наконец, навалочный терминал в порту Тамань — один из немногих в России, способных обрабатывать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн. Наличие такой производительной инфраструктуры позволяет исключить введение запретов на движение грузовых составов с углем в направлении Тамани. Действительно, в 2023 году не было введено ни одной конвенции (запрета на отгрузку) в направлении Тамани. Здесь функционируют крупнейший частный нефтепродуктовый терминал ОТЭКО мощностью 20 млн тонн в год, зерновой и масложировые терминалы ВТБ и ЭФКО соответственно.

Порты курортного края

Якорная экономика

Транспортная инфраструктура входит в тройку ведущих отраслей экономики Краснодарского края, а морские порты — это один из основных источников пополнения местного и регионального бюджетов. Новороссийский транспортный комплекс дает работу более чем 20% местного населения, или каждому пятому жителю города. Местный уровень безработицы — один из самых низких в стране: всего 0,3%. В соседнем, тоже портовом Темрюкском районе в прошлом году так и вовсе был зафиксирован дефицит рабочей силы.

Любой крупный порт — это якорное предприятие, которое дает импульс для развития частного бизнеса всех форматов: от крупного до малого — служит увеличению населения за счет привлечения рабочей силы как из районов Краснодарского края, так и из других регионов России, росту малого и среднего сервисного бизнеса: гостиничному, общепиту и другим. Рост населения приносит большие доходы в региональные и местные бюджеты за счет увеличения поступления НДФЛ.

Южные порты — основа развития местных муниципалитетов. Основные налоговые поступления идут от морских портов. Так, бюджет Темрюкского района на 15% формируют отчисления компании ОТЭКО — оператора морских терминалов Таманского порта. Годовой бюджет Таманского сельского поселения более чем наполовину состоит из отчислений компании. По словам главы Темрюкского района Федора Бабенкова, именно Таманский порт позволяет сохранять и держать лидерство четвертой муниципальной экономики Краснодарского края.

Порты курортного края
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Порт для людей

Крупные стивидорные компании региона помогают городам своего присутствия не только налоговыми выплатами. Они реализуют свои корпоративные социальные программы поддержки, преобразуя окружающую среду и территорию.

В фокусе внимания — поддержка местных больниц, школ и спортивных сооружений. Так, в среднеобразовательной школе № 2 города Туапсе благодаря местным портовикам появились современные классы информатики и математики. Они оборудованы компьютерами и другим современным оборудованием для проведения занятий. Удобно всем: и педагогам, и ученикам. Такие социальные вложения показывают хороший реальный результат. По словам заместителя директора по УБР школы № 2 города Туапсе Нины Рубановой, новые классы способствовали увлечению детей профильными предметами и росту их участия в профильных олимпиадах и конкурсах. В 2023 году ученики школы показали хорошие результаты при сдаче ЕГЭ по профильной математике.

А благодаря вложениям по программе социальной ответственности компании ОТЭКО в Тамани появились спортивная зона, детская площадка, обновленная аллея.

Интересен и способ отбора проектов для обустройства. Горожане могут сами предложить проект или идею городского обустройства через интернет-ресурс «Твой голос, Тамань». Благодаря этой инициативе в городе появилась новая детская площадка.

Таманский порт участвует в сохранении исторического наследия Краснодарского края. Компания ОТЭКО создала археологическое подразделение «Ирида» для проведения научно-исследовательских и археологических работ на Таманском полуострове. Археологи фактически вручную под палящим солнцем ведут поисковую работу по обнаружению следов Боспорского царства. Свыше 5 тыс. ценных находок, включая предметы из могильника VII века до н.э., уже поступили в Таманский музей.

Экология и охрана прибрежной территории тоже относятся к сфере корпоративной ответственности. Такая забота и профилактика прибрежной зоны положительно сказываются на отдыхе горожан и отдыхающих: на общественных пляжах царит чистота, а летом можно купаться в прозрачной морской воде.

Эксперты утверждают, что нагрузка на южные порты будет только расти. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, в 2022 году в портах Краснодарского края распложен 131 причал общей протяженностью 27 145 погонных метров (фактическое использование — 124 единицы длиной 26 032 погонных метра). Мощность портов края в 2022 году составила 364,023 млн тонн, а фактическое использование — 234,345 млн тонн. Словом, потенциал роста есть.

Материалы по теме:
Промышленность, 25 апр 11:30
Как российские ИТ-компании осваивают экспортные рынки
Промышленность, 23 апр 11:10
Россия продолжит оставаться значимым игроком на мировом рынке угля
Промышленность, 11 апр 11:09
Один из крупнейших маркетплейсов делает ставку на развитие региональной инфраструктуры
Промышленность, 21 фев 11:30
Какие возможности кризис в Красном море открывает для Северного морского пути
Свежие материалы
Пасха превращается в семейную традицию
Общество,
В 2024 году христианский праздник намерены отмечать 85% россиян
Есть ли жизнь на обочине
Города,
Автотуристам предложили концепцию путешествия
Рынок акций устоял под негативом
Финансы,
Снижение Индекса Мосбиржи на неделе немного ускорилось