• USD Бирж 1.08 -10.1
  • EUR Бирж 12.62 -86.22
  • CNY Бирж 28.62 +-16.05
  • АЛРОСА ао 79.34 -0.36
  • СевСт-ао 1965.8 -0.6
  • ГАЗПРОМ ао 155.94 +-0.81
  • ГМКНорНик 152.24 +-0.04
  • ЛУКОЙЛ 7656.5 -16.5
  • НЛМК ао 251.18 +-0.52
  • Роснефть 594.2 -0.15
  • Сбербанк 319.45 +-0.55
  • Сургнфгз 34.4 -0.46
  • Татнфт 3ао 738.3 -2.1
  • USD ЦБ 90.92 91.26
  • EUR ЦБ 98.9 98.83
Эксперт меняется
Cобытия

Покупатели поверили в себя

Общество
Покупатели поверили в себя
Фото: Ольга Зиновская/ТАСС
Потребительские настроения населения в стране в первом квартале 2024 г. резко улучшились, причем изменения произошли практически во всех сферах жизни. Такие данные приводит Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Улучшения, в первую очередь, связаны с изменением отношения к потреблению со стороны людей среднего возраста, которые в основном и формируют потребительское поведение домашних хозяйств.

Согласно данным исследования, по итогам I квартала 2024 г. индекс потребительской уверенности (ИПУ) вырос по сравнению с IV кварталом 2023 г. на 6 п.п. Он составил −7% в квартальном сопоставлении. В годовом выражении (к 2022 г.) ИПУ улучшился на рекордные 16 п.п. Несмотря на то, что итоговое значение показателя в отчётном квартале находится в отрицательной зоне, это исторический максимум данного индикатора за последние 10 лет.

Одновременно индекс ожидаемых изменений личного материального положения увеличился на 6 п.п. — это максимально позитивная динамика показателя с 2012 г. Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу вырос более чем на 8 п.п., а индекс благоприятности условий для крупных покупок прибавил по сравнению с предыдущим кварталом 2 п.п.

Самыми оптимистичными в своих оценках стали респонденты из группы молодого населения в возрасте 16–29 лет, где индекс составил минус 2%. На втором месте расположилась группа населения в возрасте 30–49 лет, со значением −5%. Старшая возрастная группа респондентов (50 лет и более) традиционно показала самый низкий результат (-10%). Наиболее интенсивные темпы улучшения потребительских настроений в отчётном квартале по сравнению с предыдущим кварталом (+7 п.п.) продемонстрировали респонденты из средней возрастной группы.

Как указывают авторы исследовании, все три возрастные группы населения (респонденты), участвующие в опросе, показали заметную позитивную динамику мнений, относительно своих потребительских настроений. Данные изменения в ВШЭ называют заметным положительным результатом, так как именно население в возрасте 30–49 лет (основа среднего класса) является самым активным на рынке товаров и услуг, на рынке потребительского и ипотечного кредитования.

Также именно эти люди зачастую осуществляет спонсорство в отношении младших и старших членов семьи, помогая им поддерживать жизненные стандарты. И несмотря на то, что в старшей возрастной группе выявлен самый низкий результат ИПУ — минус 10%, данное значение является лучшим за последнее десятилетие.

Одновременно показатель «благоприятности условий для сбережений» (не входит в составляющие композитного ИПУ) в отчетном квартале улучшился на 5 п.п. Это свидетельствует о том, что определённая часть населения предпочитает сберегать финансы, а не тратить их на крупные покупки.

В результате таких изменений в настроениях респондентов Россия в первом квартале 2024 г. поднялась с восьмого на шестое место в рейтинге 25 европейских стран, где подобные исследования проводятся по единой с нашей страной методике. Это лучший результат за всё время проведения потребительских опросов населения, начиная с 1998 г. Показатель составил −7,2.

По-прежнему лидерство сохраняется за Литвой, где индекс составил +2,8%. На втором и третьем месте Польша и Дания (1,2 и −3.5). Очевидным аутсайдером традиционно является Греция (-47,2%). Ее ненамного опережали Словения и Эстония с показателями −29,3 и −34,9. Для сравнения, ещё 3–4 года назад поквартальная позиция российского ИПУ находилась в европейском рейтинге в начале и середине второй двадцатки среди 25 стран.

Как полагает директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович, во II квартале мы увидим дальнейшее улучшение индекса, хотя и не такими темпами, как в I квартале. Ожидается, что индекс прибавит 2–3 пункта и достигнет отметки минус 4–3, т.е. все еще останется в отрицательной зоне. Но он отмечает, что с 1998 г., когда начал проводиться опрос, позитивное значение индекса фиксировалось лишь три раза — это были «тучные годы» для российской экономики — 2003-й и первая половина 2008 г. Таким образом, оценку в минус 7 можно считать благоприятной, при том, что наихудший результат был минус 58 в период дефолта 1998 г.

Дальнейший подъем показателя является вполне объективным, считает Георгий Остапкович, учитывая рост реальных доходов населения, которые увеличились более чем на 5%. Реальная заработная плата выросла примерно на 7–8% по итогам года. Таким образом люди получили дополнительные материальные средства, что стимулировало потребление товаров и услуг и, соответственно, улучшило потребительские настроения. Сегодня в экономике нет тенденций к ухудшению, поэтому есть все основания предполагать рост индекса, хотя он и останется в отрицательной зоне.

Если говорить о европейском рейтинге 28 стран, то он также классифицируется по трем возрастным группам: молодежь 18–29 лет, население в возрасте от 30 до 50 лет и люди старше 50 лет, рассказал Георгий Остапкович. Наибольший оптимизм проявляет младшая возрастная категория до 30 лет. На втором месте по уровню оптимизма находится средняя группа 30–50 лет, и именно в этой категории наблюдаются наибольшие темпы прироста индекса.

«Это, условно говоря, средний класс — наиболее инновационная и производительная часть общества, активно участвующая в развитии экономики, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство и сферу услуг. Эти люди активно используют кредиты и приобретают дорогостоящие товары, что говорит об улучшении ситуации в первом квартале среди средней возрастной группы, которую условно можно считать средним классом, являющимся основой как электората, так и рабочей силы», — указывает эксперт.

Улучшение ситуации профессор, заместитель декана Факультета экономики и бизнеса Финансового университета Иван Петров связывает с результатами выборов президента России и данными им поручениями на основе традиционного послания. Также текущая динамика индексов может свидетельствовать о том, что население увидело тренд на устойчивый переход к обеспечению спроса на востребованные товары за счет выпуска товаров российского производства и стабильных поставок из стран-партнеров.

Материалы по теме:
Общество, 16 мар 09:00
Как менялись расходы российских домохозяйств
Общество, 13 мар 11:30
С 2019 года количество россиян, делающих эмоциональные покупки технических новинок, удвоилось
Общество, 6 фев 12:30
Новому поколению чужды традиционные материальные ценности
Общество, 6 фев 11:15
Косметику, мебель и одежду можно брать смело
Свежие материалы
Последние китайские предубеждения
Общество,
Отношения Москвы и Пекина позитивно оценивают 72% жителей нашей страны
Есть о чем поговорить
Экономика,
Что стоит обсудить в ходе визита российской делегации в Китай
В России дышится легче
Промышленность,
В 2023 году количество инцидентов с опасными загрязнениями воздуха упало до четырехлетнего минимума