• USD Бирж 1.08 +10.2
  • EUR Бирж 12.62 +85.93
  • CNY Бирж 28.5 +-15.91
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
Эксперт меняется
Cобытия

Школа качает город

Города
Школа качает город
Фото: пресс-служба ВЭБ.РФ
Образовательно-просветительский проект был задуман ВЭБ.РФ для тестирования разработанного госкорпорацией индекса качества жизни в городах России и вовлечения молодых людей в процесс улучшения этого качества. Если в первом сезоне проекта свои решения предлагали студенты вузов, то во втором эстафету приняли студенты колледжей и школьники. Финалисты смогут принять участие в проектах ГК «Просвещения» и пройти обучение в проектной школе «Движения первых».

На протяжении четырех месяцев молодые люди исследовали показатели индекса качества жизни — в основном в тех городах, где живут сами. Эти показатели сгруппированы по 11 направлениям, например «Жилищные условия», «Доход и работа», «Образование» и пр. В финал второго сезона вышли работы по направлениям «Мобильность», «Безопасность», «Природно-экологические условия» и «Образование». В конце прошлой недели, в павильоне № 59 ВЭБ.РФ на ВДНХ, эти работы представили школьники и лицеисты из Москвы, Липецка, Курска, Донецка, подмосковного Белоозёрского, а также студентка колледжа из Красноярска.

По словам Юрия Хаханова, одного из членов экспертного совета программы, руководителя направления наукоемких технологий и экономики инноваций для городской среды в Фонде «Сколково», важным условием для выхода работы в финал было применение актуальных технологий по повышению качества жизни в городах. Например, Дарья Головченко, студентка Красноярского колледжа радиоэлектроники и ИТ, для улучшения экологической ситуации в родном городе, более чем на 2 балла отстающем от средней оценки по индексу, предложила заняться устройством зеленых кровель. Такое решение, по ее расчетам, позволит улучшить качество воздуха, повысить биоразнообразие в городе, более эффективно управлять дождевыми стоками, а также снизить расходы на теплоизоляцию жилых домов и ремонт крыш: зеленая кровля примерно вдвое увеличивает срок их службы. Кроме того, это создает новые места для отдыха и занятий спортом. Кирилл Теслер, эксперт программы, основатель бюро Tesler Architects, подчеркнул, что решение может быть особенно востребованном в плотной застройке городского центра, где всегда ощущается острая нехватка озеленения. А проблемы экологии остро стоят не только в Красноярске: влияние химического, биологического и других видов загрязнения окружающей среды испытывают на себе 63,6% населения России, что составляет более 90 миллионов человек.

Олеся Никулина, ученица МБОУ «Школа № 136 г. Донецка», занялась проблемой высокой смертности в ДТП на улицах Азова, который по направлению «Безопасность» более чем на 8 баллов отстает от средней оценки по городам индекса и на целых 11 баллов — от родственных ему по типу город-спутников. В 2023 г. общее количество аварий с пострадавшими выросло на 1,5%. Олеся предложила улучшить ситуацию за счет широкого применения ИТС — интеллектуальных транспортных систем, которые включают использование искусственного интеллекта, камер видеонаблюдения, различных датчиков и средств связи. Такие системы позволят обеспечить автоматический контроль скоростного режима.

Проект Олеси отдельно отметила Мария Захарова, руководитель дирекции акселерации проектных инициатив «Движение первых», которое наряду с Фондом «Сколково» и ГК «Просвещение» является партнером «Города на прокачку». «У нас уже есть своя Школа безопасности. В 12 пилотных городах мы проводим онлайн-обучение безопасному поведению на дорогах, например, при езде на электросамокатах. А главное, у нас есть проектная школа, которая помогает сформировать команду для реализации тех или иных решений», — сказала Захарова и пригласила Олесю Никулину к участию в этой проектной школе.

Дмитрий Кураксин, ученик МАОУ СОШ № 29 города Липецка, для повышения скорости и комфорта пересадки между различными автобусными маршрутами города предложил связать их при помощи мувера — полностью беспилотной транспортной системы, которая уже успешно себя зарекомендовала при перевозках между терминалами в аэропортах, включая столичное «Шереметьево». Учитывая, что многие улицы в центре Липецка имеют достаточно крутой уклон, организация мувера предусматривается по аналогии с московским монорельсом — на эстакаде.

Юрий Хаханов отметил детальный уровень проработки проектных решений, что обычно отличает настоящих профессионалов. Дмитрий четко указал, какие автобусные маршруты свяжет новая система, где пройдет маршрут самого мувера, предложил обеспечить его электроснабжение за счет тяговых подстанций неиспользуемой сегодня троллейбусной системы, а депо — разместить на пустыре у Петровского моста.

Предложенный проект тем более актуален, что Липецк входит в масштабную программу модернизации городского электротранспорта, реализуемую при поддержке ВЭБ.РФ. Ее общий бюджет составляет 252 млрд руб. Уже 28 новых трамваев поставлено в город и еще 18 появится в нем до конца года.

Кроме Липецка в программе участвует и Курск. Здесь предполагается обновить 42,6 км трамвайных путей, реконструировать 8 тяговых подстанций и депо, а также вывести на линию 22 новых односекционных трамвая «Львенок». Но школьники смотрят еще дальше: Артём Асеев, ученик МБОУ СОШ № 18 имени А.С. Сергеева Курска, предложил развивать в городе сеть скоростного трамвая. Это позволит разгрузить магистральные автобусные маршруты и повысить связанность городских микрорайонов. В работе не только указано, по каким улицам должны пройти новые трамвайные линии, но даже обозначены возможные источники финансирования, прежде всего участие в различных федеральных программах.

Наконец, еще две работы финалистов были посвящены улучшению показателей индекса качества жизни по направлению «Образование». Анастасия Котерева, ученица лицея № 23 города Белоозерского Московской области, предложила создать наставнический центр и лигу самозанятых наставников, а Екатерина Данилова из ГБОУ СОШ № 15 города Москвы рассказала о своем проекте творческой мастерской. В ней будут обучать не только развивать таланты, но и монетизировать их в современном мире. Эти инициативы особо отметила Наталья Богаенко, начальник отдела интернет-сервисов ГК «Просвещения».

Кроме дипломов финалисты получили ценные подарки от партнеров конкурса и приглашения на обучение в проектную школу «Движения первых». Проект завершен, но представители госкорпорации пообещали, что будут и новые, также нацеленные на улучшение качества жизни в городах России.

Материалы по теме:
Города, 30 апр 14:50
Как и зачем оценивать способности «умных городов»
Города, 29 апр 11:00
Как в России открывают новый сезон электросамокатов
Города, 24 апр 18:20
Как «культурные витрины» осваивают двор, улицу, район
Города, 16 апр 16:55
Как СИМ ограничивают в правах
Свежие материалы
Особая дата для всех поколений
Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи
Стратегия не меняется
Мнения,
Что говорят эксперты о новом «майском указе»
Работа становится все удалённее
Общество,
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек