• USD Бирж 1.08 +10.2
  • EUR Бирж 12.62 +85.93
  • CNY Бирж 28.5 +-15.91
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
Эксперт меняется
Cобытия

Следи за собой, будь осторожен

Авто
Следи за собой, будь осторожен
Фото: Freepik
На минувшей неделе The New York Times рассказал историю 65-летнего Кенна Даля, который несколько лет ездил на электрическом Chevrolet Bolt, ни разу не попадал в аварии и внезапно при очередном продлении страховки узнал, что полис подскочил в цене на 21%. Выяснилось, что автомобиль собирал данные о манере вождения, передавал их страховой компании, а робот-оценщик посчитал поведение Кенна за рулем потенциально опасным. Оценка стоимости страховки по фактическому вождению — набирающий обороты тренд. В России такие технологии применяются, но пока большей частью для коммерческого транспорта. Формально сбор информации о поведении за рулем не попадает под категорию персональных данных и на него не распространяются законодательные ограничения.

Американский большой брат

Герой публикации NYT быстро выяснил, что на его машине было установлено специальное программное обеспечение от информационного брокера компании LexisNexis, которое обслуживает отрасль автострахования. Фактически это ПО выполняет роль «черного ящика», фиксирующего телеметрические показатели. Даль по запросу получил от компании более 130 страниц с подробным описанием того, как он и его жена управляли автомобилем за предыдущие шесть месяцев.

В документе были указаны даты 640 поездок, время их начала и окончания, пройденное расстояние и факт каждого превышения скорости, резкого торможения или ускорения. При этом из отчета, чтобы не нарушать американские требования о персональных данных, были вычищены маршруты поездок. Также компания раскрыла информацию о том, какие страховые компании запросили эти данные.

Согласно отчету, подробности о манере езды Даля были предоставлены General Motors — производителю Chevy Bolt. Но за один только месяц восемь страховых компаний запросили у LexisNexis информацию о мистере Дале. По сути, эти данные и стали причиной резкого увеличения стоимости страховки для его автомобиля.

NYT отмечает, что интеграция «черных ящиков» происходит с формального согласия владельца автомобиля. Только согласие это написано «мелким шрифтом» и запрятано вглубь какого-нибудь соглашения о конфиденциальности, которое мало кто читает.

В целом, констатируют эксперты, использование подобных программ может способствовать улучшению ситуации на дорогах. Так, Омри Бен-Шахар, профессор права Чикагского университета, заявил NYT, что он выступает за страхование на основе использования данных страховщиками, потому что люди, знающие, что за ними следят, «водят по-другому». Однако многие водители заявляют, что не будут покупать машину, оснащенную подобным ПО.

Такси в зоне риска

В России аналоги подобного отслеживания манеры вождения уже существуют, а некоторые страховщики даже рекламируют их как инструмент для получения скидки на полис КАСКО. Но пока основное применение эта технология нашла в такси. Чтобы предостеречь водителей, в первую очередь — работающих в «Яндекс. Такси», от агрессивной манеры вождения, агрегатор разработал систему мониторинга, которая фиксирует опасные маневры. Если агрессивные маневры выявляются систематически, водителю снижают баллы и в итоге ограничивают возможность доступа к заказам. Впрочем, на запрос о результативности применения технологии и о возможных перспективах развития этого рынка в «Яндекс.Go» «Эксперту» не ответили.

Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) дискуссии о внедрении подобных сервисов в рамках ОСАГО действительно велись, но дальше этого дело не зашло.

В свою очередь, главный андеррайтер по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Антон Абрамов считает, что применение телематических технологий в России в сегменте персонального автострахования могло бы положительно сказаться на всем рынке автострахования: снизились бы показатели убыточности, расчет страховой премии для конкретного автовладельца стал бы более точным.

Аккуратные водители могли бы получить дополнительную скидку, а водители, склонные к агрессивному вождению, получили бы стимул изменить свои привычки.

На практике же, по словам эксперта, внедрению телематики в России мешает масса факторов, а ценность информации о манере вождения нивелируется обстоятельствами, никак не связанными с этой манерой: состояние дорог и дорожной инфраструктуры, действия пешеходов и других водителей, природные явления, сильно различающиеся география и интенсивность использования автомобиля. А главное, водитель, получивший повышенную стоимость полиса на будущий год, просто уйдёт к другому страховщику.

Для получения ощутимого положительного эффекта от внедрения телематических технологий требуются изменения во всех сферах, особенно в законодательной. Индекс «опасности манеры вождения» должен быть персонифицированным и стать параметром, обязательным к применению всеми автостраховщиками, например, стать частью существующего коэффициента бонус-малус водителя, уверен Антон Абрамов.

Материалы по теме:
Авто, 30 апр 14:10
Jetour объявил о создании нового гибридного двигателя и о партнерстве с телеканалом Discovery
Авто, 2 апр 13:02
Начались продажи кроссоверов под брендом WEY
Авто, 31 мар 13:40
Как называется китайский автомобиль HONGQI
Авто, 17 мар 20:40
Jetour T2 выходит на бездорожье
Свежие материалы
Особая дата для всех поколений
Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи
Стратегия не меняется
Мнения,
Что говорят эксперты о новом «майском указе»
Работа становится все удалённее
Общество,
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек