• USD Бирж 1.08 +10.2
  • EUR Бирж 12.62 +85.93
  • CNY Бирж 28.5 +-15.91
  • АЛРОСА ао 77.47 -0.27
  • СевСт-ао 1914.6 +-2.8
  • ГАЗПРОМ ао 154.13 +-0.24
  • ГМКНорНик 154.52 -0.04
  • ЛУКОЙЛ 7708 +-18.5
  • НЛМК ао 243.42 +-1.14
  • Роснефть 581.05 -1
  • Сбербанк 307.67 +-0.72
  • Сургнфгз 36.415 -0.1
  • Татнфт 3ао 717.7 +-2.7
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
20 лет истории
Cобытия

Электромобили набирают заряд

Авто
Электромобили набирают заряд
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Консалтинговая компания Strategy Partners подготовила исследование «Анализ российского рынка электромобилей», согласно которому за 2 первых месяца 2024 г. было продано 3390 электромобилей, что в 3,7 раза больше, чем за такой же период 2023 г. Впрочем, в абсолютных цифрах наш рынок почти на 10 лет отстает от США, ЕС и Китая. Препятствием для его развития является недостаточное количество заправочных станций и слабая осведомленность автовладельцев о возможностях современных электромобилях.

По данным исследования, по итогам 2023 г. в России было реализовано 14 тыс. новых электромобилей (Electric Vehicle, EV), что в 4,7 раза больше, чем в 2022 г. и является рекордным показателем для страны. В целом российский парк EV достиг 37,8 тыс. единиц в 2023 г., продемонстрировав совокупный среднегодовой темп роста 134,8% (по данным 2015–2023 гг.).

В 2023 г. доля EV в продажах новых автомобилей всех типов в России составила 1,3%, аналогичные показатели доли EV в продажах новых автомобилей наблюдались в Китае, Европе и США в 2016 г. Доля EV в парке автомобилей всех типов в России оставалась незначительной в 2023 г. — 0,08%. В Китае, Европе, США такой уровень EV в парке автомобилей всех типов был характерен для 2014 г.

Российский рынок, несмотря на взрывные темпы роста, значительно отстает по объемам от западных. Согласно данным EV Volumes, за первые два месяца года в Европе было зарегистрировано более 400 тыс. новых электромобилей, а в 2023 г. — свыше 3 млн легковых электромобилей, что на 16% больше, чем в 2022 г. Доля рынка этого транспорта среди других машин составила 24% (по сравнению с 23% в 2022 г., 19% в 2021 г. и 11% в 2020 г.). Кстати, по прогнозам компании T&E , в 2024 г. каждый четвертый электромобиль, продаваемый в ЕС, будет также производиться в Китае. Так, примерно 19,5% электромобилей, проданных в регионе в прошлом году, были китайского происхождения. Аналитики предполагают, что к 2024 году этот показатель вырастет до 25,3%.

В США уже подвели итоги марта. По данным National Laboratory Argonne, в Штатах в прошлом месяце было продано в общей сложности 135035 автомобилей, что на 19% больше, чем в марте 2023 г. В 2023 г. было продано более 1,4 млн электромобилей, что более чем на 50% превышает показатель 2022 г.

Российские потребители в большинстве своем по-прежнему опасаются покупать электромобили. Согласно опросу СберАвто, проведенному в августе 2023 г., 27% опрошенных не готовы вложиться в покупку электромобиля, так как уверены, что особенности погодных условий, в частности, суровые зимы не подходят для полноценной эксплуатации. Второй по значимости причиной стала недостаточная развитость инфраструктуры: 21% респондентов сочли, что в России мало зарядных станций. Еще 17% опрошенных от покупки останавливали высокие цены на электрокары.

По данным Strategy Partners, более 10 новых китайских брендов EV появились в России в 2023 г. К поставкам электромобилей из Китая присоединились крупные игроки: МБ Рус, бывший дистрибьютор Mercedes-Benz, занялся продажей марок Li Auto и Aito. Компания AGR, создала подразделение Premium Electro, которое займется продажей электромобилей Avatr, Zeekr, Rising, Li Auto, HiPhi и Lotus и будет развивать партнерскую сеть в регионах.

По итогам февральских продаж лидировал китайский Zeekr с долей 51% от всех проданных электромобилей (972 шт.). За ним следовали Evolute (167), Volkswagen (154), «Москвич» (107) и Tesla (67). При этом, в целом российский парк EV в стране еще нельзя назвать китайским: в 2023 года по числу зарегистрированных машин лидировал Nissan (38%), далее в порядке убывания следуют Tesla, Mitsubishi Porsche и Volkswagen.

Лидером по числу эксплуатируемых EV предсказуемо является Центральный федеральный округ — здесь зарегистрировано 14 763 EV, наименьшее количество, 664 — в СКФО (возможно, потому что электрический «Москвич» есть, а «Приоры» — нет).

По состоянию на конец 2023 г. на одну публичную ЭЗС в России приходилось 10,5 электромобиля. Так, в 2023 г. количество «быстрых» ЭЗС выросло на 90% по сравнению с 2022 г., а число «медленных» ЭЗС — на 42%.

Согласно базовому прогнозу Strategy Partners, к 2033 г. рынок EV (количество продаж в год) в России достигнет 340 тыс. единиц, общий парк EV составит 1,778 млн. единиц.

Как констатируют авторы исследования, сегодня перед сектором стоит ряд вызовов. В их числе санкции Запада. Так, с 24 февраля Южная Корея вслед за ЕС запретила поставлять в Россию литий-ионные аккумуляторы для электромобилей. Замедлить рост также может снижение господдержки продаж электромобилей российской сборки, что прежде всего скажется на коммерческих автопарках.

Среди факторов, способных благоприятно воздействовать на развитие рынка EV в России, — большие резервы энергетической отрасли страны, которые могут обеспечить переход на EV за счет повышения эффективности существующей генерирующей и сетевой инфраструктуры..

Поддержку рынку EV в России способны оказать и инфраструктурные проекты по производству комплектующих для EV и ЭЗС. Например, структура госкорпорации Росатом «Рэнера» в 2022 г. приступила к строительству завода по производству аккумуляторных батарей в Калининградской области. Запуск производства запланирован в 2025 г. На первом этапе планировалось производить 50 тыс. аккумуляторов в год, в дальнейшем нарастить мощности в 2–2,5 раза — до 120–130 тыс. батарей ежегодно.

В компании «Хавейл Мотор РУС» (бренд Haval) подтверждают активный рост спроса на автомобили, в которых используются альтернативные источники энергии и прогнозируют дальнейший рост покупательского интереса в 2024 г. «Безусловно, для поддержки развития сегмента автомобилей на альтернативных источниках энергии требуются меры по организации зарядной инфраструктуры, а также снижению стоимости владения автомобилем, такие, например, как бесплатный паркинг и налоговые льготы», — сообщили в пресс-службе.

Также в «Хавейл Мотор РУС» отметили, что важно поддерживать не только сектор электромобилей, но и гибридных автомобилей. Современному российскому потребителю может быть сложно сразу перейти на владение электромобилем, поэтому гибридные автомобили — это логичный переходный шаг. Подзаряжаемые гибриды, например, являются удобным вариантом для водителей, которые привыкли к ДВС.

Между тем на данный момент сегмент гибридных подключаемых автомобилей не только не имеет льгот, но и облагается двойным акцизом, что снижает конкурентоспособность этого сегмента. «Уверены, что при гармонизации мер налогового и тарифного регулирования в части подключаемых гибридных автомобилей, а также при распространении на них мер поддержки, которые в настоящее время применяются только к электромобилям, этот сегмент ускорит развитие и будет способствовать расширению доли автомобилей на новой энергии в России в целом», — отметили в компании.

«Ограничивать китайский импорт в данный момент нет смысла — для развития и популяризации рынка электромобилей, его, напротив, стоит поощрять. В нашей стране сейчас собираются только две марки электрических авто — Москвич и Evolute, их популярность значительно ниже иностранных конкурентов», — считает основатель компании E.N.Cars Евгений Забелин.

Безусловно, добавляет Евгений Забелин, помочь популяризировать отечественные электромобили может субсидирование автопроизводителей. Но и тут говорить нужно именно о мерах, которые дадут толчок к развитию непосредственно российских разработок. Тогда конкуренция будет идти действительно за счет рыночных механизмов.

Развитию рынка EV в России должна помочь реализация «Концепции по развитию производства и использования электротранспорта в РФ на период до 2030 г.», принятая еще три года назад. Она предусматривает стимулирование спроса на частный и корпоративный электротранспорт посредством различных скидок и субсидий, бесплатного проезда и т. д. Согласно Концепции, к 2030 г. производство EV в стране вырастет до 217 тыс. в год.

К этому же сроку должно быть построено 8573 единицы «медленных» зарядных станций (они обеспечивают мощность зарядки от 3,5 кВт до 44 кВт, работающих от обычной электросети) и 6715 «быстрых» станций мощностью от 22 кВт.

Концепция предполагает поддержку строительства электрозаправочных станций (ЭЗС). В настоящее время субсидия на покупку одной быстрой зарядной станции составляет 2,7 млн руб. Из этой суммы 1,8 млн руб. идут непосредственно на оборудование, а еще 900 тыс. руб. предназначены для технологического присоединения к электросетям.

Второе направление реализации стратегии посвящено стимулированию спроса на частный и корпоративный электротранспорт. В рамках развития этого направления предоставляются 25%-я скидка на покупку отечественного электромобиля по программам льготного автокредитования и автолизинга, субсидии агрегаторам такси и каршеринга для снижения стоимости поездки; планируется снизить стоимость ОСАГО для машин с электродвигателями, которые используются в такси и каршеринге. Максимальный размер субсидии на покупку EV через льготный лизинг и автокредитование в 2023 г. составляет 625 тыс. руб.


Материалы по теме:
Авто, 6 мая 12:15
Глобальный потребитель пока не готов полностью отказаться от двигателя внутреннего сгорания в машине
Авто, 14 мар 15:00
Зачем принимать в семью автомобиль ORA
Авто, 1 мар 10:26
Планы перехода на электромобили откладываются
Авто, 24 ноя 18:53
Автопроизводители Китая вынужденно снижают цены
Свежие материалы
Особая дата для всех поколений
Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи
Стратегия не меняется
Мнения,
Что говорят эксперты о новом «майском указе»
Работа становится все удалённее
Общество,
К 2030 году число «цифровых» сотрудников в мире вырастет до 92 млн человек