• USD Бирж 1.09 +10.02
  • EUR Бирж 12.57 +86.35
  • CNY Бирж 28.51 --15.93
  • АЛРОСА ао 80.54 -0.54
  • СевСт-ао 1972.4 -0.2
  • ГАЗПРОМ ао 157.51 -0.26
  • ГМКНорНик 153.12 -0.22
  • ЛУКОЙЛ 7680.5 +-10.5
  • НЛМК ао 251.98 +-0.52
  • Роснефть 594.75 -2.2
  • Сбербанк 321.48 +-0.7
  • Сургнфгз 34.095 -0.16
  • Татнфт 3ао 747.5 +-0.6
  • USD ЦБ 90.99 90.92
  • EUR ЦБ 98.78 98.9
20 лет истории
Cобытия

Елена Ковалева: «Одностороннее усиление ответственности создает риск существованию бизнес-модели маркетплейсов»

Мнения
Елена Ковалева: «Одностороннее усиление ответственности создает риск существованию бизнес-модели маркетплейсов»
Фото: личный архив Елены Ковалевой
Объем контрафактных товаров на потребительских рынках оценивается в 6 трлн руб. Из них через интернет-площадки, возможно, реализуется товаров на 525 млрд руб., следует из опубликованного в конце I квартала исследования Центра стратегических разработок. «Эксперт» попросил одного из авторов исследования, партнера по анализу рынков, платформенной экономике, конкурентной и регуляторной политике Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ) Елену Ковалеву, объяснить, откуда берется такой огромный объем контрафакта, почему никто особо не препятствует его реализации и что вообще стоит считать контрафактом в сегодняшних условиях.

— Как вы посчитали объем контрафакта, реализуемого на интернет-площадках?

— Это оценка исследования Brand Monitor за 2021 год. Самые высокие экспертные оценки доли контрафакта в онлайн торговле, которые мы встречали, достигают 30%. К сожалению, полноценной статистики нет, поэтому отследить динамику сложно. Основные оценки строятся на периодически проводимых исследованиях и экспертных оценках. Это связано в первую очередь с тем, что сектор теневой: помимо ввоза контрафакта на территорию России, есть еще и производимые внутри страны контрафактные товары.

— Что вы считаете контрафактом?

— Когда мы говорим о контрафакте, важно учитывать разницу между рядом смежных понятий. Товар признается контрафактным, если при его изготовлении либо использовании нарушаются исключительные права на результат интеллектуальной деятельности. Самые частые случаи распространения контрафакта — это производство продукции и незаконное размещение на ней изображения известного бренда и импорт оригинальных товаров без соответствующего разрешения.

Смежной с контрафактом является категория фальсифицированных товаров, то есть продукции, сопровождаемой заведомо неполной или недостоверной информацией о ее составе и потребительских свойствах. При этом фальсифицированная продукция может не являться контрафактной. Например, если официальный производитель, имеющий все разрешения на использование товарного знака, нарушает технологии производства и продукция не соответствует ожидаемым потребителем характеристикам, то товар будет фальсификатом, но не контрафактом.

— Фальсификат в указанные выше 6 трлн рублей не входит?

— Фальсификат, не являющийся контрафактом, не входит.

— Если я как физлицо купил что-то в магазине за границей, привез сюда безо всякой договоренности с владельцем бренда, допустим, кроссовки, и продал их на условном «Авито» — это контрафакт?

— Есть такое понятие — «параллельный импорт». Минпромторгом утвержден перечень товаров, ввоз которых по параллельному импорту разрешен. Если кроссовки есть в этом перечне, — все хорошо, нарушений нет. Если ввозимый вами товар в списке ведомства отсутствует, а вы не правообладатель или у вас нет с ним договоренностей, тогда это, получается, контрафакт. Ведь нарушаются исключительные права.

— Если я ввез товар, которого нет в списке Минпромторга, то кому меня за руку ловить? Кто регулирует этот вопрос?

— Каким бы способом не был ввезен товар, если вы собираетесь его продавать, он должен соответствовать всем государственным требованиям. Например, содержать всю информацию о том, как он был куплен. Нужно подтверждать оригинальность товара. Этого никто не отменял. «Поймать за руку» вас может ФТС или МВД.

— Где проще реализовать контрафактный товар?

— Основным каналом распространения контрафакта являются офлайн-площадки. Торговля на маркетплейсах намного более открыта, как для потребителей и правообладателей, так и для регуляторов, владельцы площадок имеют больше возможностей для влияния на продавцов, и поэтому продажа контрафактной продукции становится намного сложнее. Поэтому наибольшего эффекта в борьбе с контрафактом можно достичь, усилив контроль за обращением продукции на оптовых вещевых рынках.

— Возможно ли прямое участие правообладателей в блокировке контрафакта на маркетплейсах?

— Такие практики в мире существуют. И ряд правообладателей выступают за расширение контроля за обращением товаров на маркетплейсе, например, путем участия в модерации карточек товаров и возможности самостоятельного запроса данных у продавца. Но предоставление правообладателям возможности самостоятельного удаления подозрительных карточек может повлечь за собой нарушение антимонопольного законодательства вследствие ограничения конкуренции, а требования по раскрытию продавцом информации о цепочке поставки товара могут интерпретироваться как нарушение коммерческой тайны.

Важно учитывать соотношение переговорной силы между правообладателями и продавцами: если правообладателям доступен ряд инструментов защиты исключительных прав, то для продавцов фактически недоступны механизмы защиты от необоснованных претензий правообладателей. Важно учитывать и соотношение численности продавцов и правообладателей. Если число правообладателей исчисляется тысячами, то, по оценке АКИТ, на маркетплейсах представлены 1,2 млн продавцов, причем порядка 70% из них — это ИП, в связи с чем меры, приводящие к росту издержек продавцов, могут иметь неблагоприятные социально-экономические последствия, в особенности в части влияния на МСП.

Поэтому при проработке такого механизма прямой модерации правообладателем нужно учитывать эти риски и минимизировать их, например, через механизм, когда правообладатель маркирует сомнительные на его взгляд карточки, но сама блокировка остается за маркетплейсом, после проверки обоснованности.

Интересным механизмом для добросовестных продавцов является указание на оригинальность товара в его карточке. Эта метка «оригинал» означает, что продавец подтвердил право на продажу товаров конкретного бренда или товар был закуплен у официальных поставщиков. Наличие метки при этом полностью не гарантирует, что товар является оригинальным, так как сохраняется риск фальсификации документации продавцом либо совместной продажи контрафакта с легальными товарами. Введение дополнительной информации для метки об оригинальности товара, об основании, по которому он был признан оригинальным (например, реализация товара правообладателем либо официальным дистрибьютором, приобретение товара у официального поставщика и др.), позволило бы потребителю иметь более точное представление о применении данного инструмента маркетплейсами.

АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) также заявляла о создании на своей площадке единой информационной системы маркетплейсов для борьбы с контрафактной продукцией. По заявлению АКИТ, компании начали обмен данными о поставщиках контрафакта уже в 2022 году.

— Если правообладатель официально ушел из России, он также может пожаловаться в МВД или ФТС на нарушение исключительных прав?

— Нормативно механизм остается прежним, но я не располагаю информацией о том, есть ли такие ситуации на практике сейчас.

— Какие могут быть последствия усиления ответственности маркетплейсов?

— Одностороннее усиление ответственности маркетплейсов при отсутствии других изменений в порядке взаимодействия между участниками рынка станет попыткой перераспределить издержки на защиту исключительных прав третьих лиц на маркетплейсы. Несмотря на то, что данная мера позволит сократить оборот контрафакта на маркетплейсах (не решая при этом проблему оборота контрафакта в целом, а лишь вытесняя его в офлайн-сегмент), она имеет ряд существенных недостатков. Например, премодерация не позволит исключить обращение контрафакта, а у маркетплейсов вырастут судебные расходы из-за статуса соответчиков по искам правообладателей. К тому же, сложность проверки оригинальности документов в случае сплошной модерации влечет за собой проблему «ложноположительных» контрафактных товаров, то есть при наличии ответственности за продажу контрафакта для маркетплейса будет выгоднее не размещать карточку подозрительного товара, а не нести судебные расходы в случае, если он окажется контрафактным).

Одностороннее усиление ответственности создает риск существованию самой бизнес-модели маркетплейсов. Прежде всего маркетплейсы обеспечивают взаимодействие поставщиков и потребителей, и для потребителя выгоды использования платформы заключаются в возможности выбора из большого числа альтернативных предложений. Одностороннее усиление ответственности маркетплейсов может привести к переориентации маркетплейсов с предоставления платформы для сторонних продавцов к преимущественно самостоятельной реализации товаров, что неблагоприятно отразится одновременно на правообладателях, продавцах и потребителях.

— Что плохого в контрафактной продукции?

— В ряде случаев контрафактная продукция не только нарушает интеллектуальную собственность правообладателя, но и одновременно попадает под категорию некачественного товара, то есть это фальсификат, который может представлять опасность для здоровья потребителя. В условиях, когда в отношении контрафакта в основном применяются не превентивные меры, а меры судебной защиты, для потребителей возникает риск столкнуться с некачественной продукцией до ее вывода из обращения.

Материалы по теме:
Мнения, 9 янв 2023 12:16
В феврале текущего года мореный дуб будет внесен в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, что существенно расширит возможности для его применения в реставрационных и прочих работах
Мнения, 9 сен 2022 11:41
Издательский бизнес в первую очередь столкнулся с тем, что ряд правообладателей и пул авторов-иностранцев остановили работу с российскими компаниями
Мнения, 28 мая 2021 10:15
Настоящие кукольники — это удивительные люди, которые создают некий мир, не выставляя себя напоказ. Таких людей очень мало
Мнения, 21 мая 2021 15:23
Телеканал ТНТ, «Манеж» и Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков создали интерактивную карту Петербурга 90-х
Свежие материалы
Инвесторы порадовались банкам
Финансы,
Рынок акций вышел из коридора
Город меняется с возрастом
Города,
С чего начинается развитие благоприятной среды
Ван Бинь: «Китайско-российские отношения выстраданы тяжелым трудом»
Мнения,
Взгляд на сотрудничество между странами